Судебная реформа 1864
Старый дореформенный суд в России справедливо почитался не правосудием, а “кривосудием”.
В закрытых заседаниях, без участия сторон или их представителей, на основании
бумажных полицейских “дознаний”, без всякого общественного контроля, выносили
николаевские суды свои приговоры, которые зачастую обуславливались не требованиями
закона, а пристрастием, произволом или • взятками. Новые судебные уставы, опубликованные
20-го ноября 1864 года, совершенно преобразили это “темное царство” . Они провозгласили
своей целью гарантировать “суд скорый, правый и милостивый, равный для всех”,
и действительно всемерно стремились осуществить эту цель. Одновременно с “учреждением
судебных установлении” были опубликованы новые уставы уголовного и гражданского
судопроизводства, а также “устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями”. Новый
суд был прежде всего открытый и гласный, с активам участием сторон; как по гражданским,
так и по уголовным делам был введен так называемый состязательный процесс: по
гражданским делам перед судьями выступали стороны или их представители, по уголовным
выступал, с одной стороны, государственный обвинитель — прокурор или “товарищ
прокурора”, с другой — защитник подсудимого, адвокат — из состава вновь образованного
автономного “сословия присяжных поверенных” (в которое входили лишь лица с юридическим
образованием); если подсудимый был не в состоянии оплатить адвоката, суд ему назначал
бесплатного защитника. Вопрос о виновности подсудимого решался коллегией из 12
присяжных заседателей, избиравшихся по жребию “из местных обывателей всех
сословий”, записанных в соответственные списки. Судебная власть по новым уставам
принадлежала следующим учреждениям: менее важные дела разбирались “мировыми судьями”,
которые избирались уездными земскими собраниями; их первой обязанностью было склонять
спорящие стороны к примирению и пытаться закончить дело полюбовным соглашением;
следующей инстанцией для мирового суда были съезды мировых судей (в каждом уезде),
избиравшие из своей среды председателя. Для более важных дел учреждены окружные
суды, разделявшиеся на гражданские и уголовные отделения. Они состояли из
коронных судей. Для производства предварительных следствий по уголовным делам
была учреждена должность судебных следователей. Апелляционной инстанцией для окружных
судов были судебные палаты, учрежденные в нескольких больших городах и стоявшие
во главе соответственных судебных округов. Высшей судебной инстанцией для всей
империи был Правительствующий Сенат; однако он действовал лишь в качестве “верховного
кассационного суда”, т. е. он мог отменять приговоры низших судебных инстанций
лишь в тех случаях, если эти приговоры были постановлены с нарушением установленных
законом правил судопроизводства. Сенаторы назначались “по непосредственному усмотреник
Императорского Величества”, а члены окружных судов и судебных палат назначались
из кандидатов, представленных этим” учреждениями. Все назначаемые правительством
члены судебных мест пользовались независимостью и несменяемостью, они “не могут
быть увольняемы без прошения”, как гласил закон Руководителям судебной реформы
удалось подобрать хороший персонал для замещения судейских должностей, а участи”
в суде красноречивых и популярных адвокатов зачастую привлекало в судебные заседания
массу посторонней публики. Новые cуды скоро приобрел большую популярность в либеральных
общественных кругах и, наоборот, вызвали большое недовольство консерваторов и
реакционеров, которые усматривали многочисленных оправдательных приговорах, выносимых
присяжными заседателями, “потрясение основ” общежития и да”л политическую опасность.
Правительство также было смущено либерализмом новых судов, и уже при Александре
II дела о “государственных преступлениях” были изъяты из ведения суда присяжных
и передавались для суждения в “особые присутствия” Сената или судебных палат,
а в исключительных случаях — в военные суды.
Слава Антонов © 2002 — August 13, 2008 |
|
197-577-902 |
|