Домой | Софт | Мастерская | Лирика | ЧаВО | Юмор |
Честь и хвала в создании единого централизованного государства Московского принадлежит Ивану Васильевичу III.
Что делает Иван III, что свидетельствует о складывании централизованного государства?
Мы должны вспомнить, что вообще должно быть присуще государству: единая граница, единая налоговая система, законодательство, идеология. Именно эти атрибуты и возникают при Иване III.
В частности Иван III считал, что главная задача - расширение территории. Он увеличил ее в 6 раз за свое правление. Ивану III удалось присоединить таких противников, как Новгородские земли (в 1478 году).
Присоединять Новгород Иван Васильевич начал еще с начала 70 годов. Он понимал, что если он присоединит Новгород силой, то он не покорится. Он выжидал момента.
В это время литовские и польские князья, хотели забрать Новгород себе. Поэтому в Новгороде возникает две партии, два политических лагеря - участники одного хотели присоединиться к Москве, это были ремесленники и торговцы. Они хотели подавить с помощью Московского князя боярский беспредел в Новгороде. С другой стороны встали бояре, которые понимали, что если Новгород присоединить к Москве, то власть бояр кончится. Их возглавляла Марфа Борецкая.
Именно не зная, чья сторона возьмет верх, Иван Васильевич не присоединяет Новгород, а выжидает до 1478 года. И только в апогей борьбы бояр и ремесленников движет свою дружину к Новгороду.
Он поддерживает ремесленников и торговцев и присоединяет Новгород. Он приказал перевести Новгородский колокол в Москву и вырвать у него язык - символ отмены новгородского вече.
После присоединения Новгорода, как соперник остался Тверской князь. В 1485 году Ивану III удалось присоединить и земли Твери. Таким образом, завершается складывание территории московского княжества. Окончательный вариант территории утверждается в начале 16 века, т.е. во времена правления Московских князей.
Вторым атрибутом единого государства является единая система органов управления. До конца 15 века Русь состояла из ранних феодальных монархий. То же самое было и при Иване III, когда монарх не только правит, но и владеет.
Иван III начинает формировать собственный аппарат управления. Значительно усиливаются два ведомства - Дворец и Казна.
Дворец - ведомство, которое занималось личными землями великого князя, а также рассматривало земельные тяжбы и осуществляло суд.
Второе ведомство, казна - ведало не только великокняжеской казной, но и играло также роль главной дворцовой канцелярии и архива и даже руководило внешней политикой.
Высшая власть принадлежала великому князю. У него была законодательная и высшая распорядительная власть. Консультативным органом была боярская дума. В ней было 20-25 человек. Она состояла из нескольких категорий. Прежде всего, думные бояре, как бы советники, затем стольники, это бывшие удельные князья, территории которых были присоединены; дьяки (тоже бояре), иногда были дворяне, которые осуществляли некоторые секретарские функции. Боярская дума хоть и была консультативным органом, но оказывала влияние на политику князя - князь решил, а бояре приговорили. Т.е. бояре должны были все утверждать.
Постепенно на основе казны, из членов казны, стали формироваться приказы. Это органы отраслевого управления в Московской Руси, которые возникают с конца 15 века. Это общегосударственные органы для отраслевого правления.
Приказы формировались из бояр. Великий князь приказывал кому-то из боярской дума курировать ту или иную сферу. Например, судейские функции, или скажем курировать взаимоотношения Московского княжества с другими - посольский приказ.
В последствии из них возникнут коллегии, а потом и министерства. Иными словами при Иване III зарождаются органы аппарата управления.
На местах в системе управления сохранялись традиции удельного княжения. Хотя система и напоминает прежнюю систему - появляются новшества. Взамен выселенных князей, Иван III начинает посылать наместников. Это были приближенные Ивана III, которым за заслуги отдавали земли в управление.
Управление было бесконтрольным, Иван III не вмешивался. Кроме того, наместники могли кормиться с этих земель, система называлась "Кормление".
За управление этими землями, за свершение суда над жителями, эти наместники должны были собирать различные поборы и налоги в пользу Московского князя. Часть налогов оседала в карманах наместников, что вело к обогащению наместников, а это вызывало у них стремление отделиться.
Возникает система кормления, которую позже сломает Иван Грозный. Ивану III же она была нужна для того, чтобы сломать правление удельных князей. Т.е .закладывались основы местного управления.
В распределении должностей возникает новый принцип, который называется местничеством.
Местничество - это принцип занятия должностей в зависимости от происхождения. Т.е. создавались разрядные книги, в которых по старшинству, по ранжиру расписывались все боярские и княжеские роды. Т.е. если какой-то род стоял ниже другого, то он никогда не мог стать выше него. Создание такой системы свидетельствовало, что социальная структура была типично феодальной - изолированность и замкнутость сословий.
При Иване III возникает единая система законодательства - судебник 1497 года.
По этому своду единая власть принадлежала Московскому князю. Еще одна важная деталь - это начало закрепощения крестьян.
Так вот в судебнике вводится правило Юрьева Дня. Юрьев день - 26 ноября. Прежде крестьяне могли уходить в любое время от феодала. Были оседлый князь и бродячее население. Теперь Иван III вводил правило, что крестьянин может уйти от феодала за неделю до, или после юрьева дня. В ноябре потому, что в это время нивы сжаты, рощи голы, и уход от феодала не так ущербен для феодала. Но уйти можно было, не просто пожелав, а заплатив "пожилое" - плату за то, что ты жил. Пожилое состояло 1 рубль - это большие деньги по тем временам, так за эти деньги можно было купить 2 центнера пшеницы.
Сам текст этого судебника до нас не дошел - был утерян. Мы можем судить о его содержании только по судебнику Ивана IV и по запискам современников.
Еще одно важное событие, оказавшее влияние на создание единого государства - женитьба Ивана III в 1472 году на Софье Палеолог. Он женился во второй раз, после смерти Марии Борисовны.
Иван III искал способ укрепиться на троне, возвыситься среди других князей. Его взор устремляется на единственную византийскую принцессу. Почему?
В 1453 году Византия перестала существовать, Константинополь разгромлен турками и османами, превращается в Стамбул. Семья византийского императора уехала в Рим, и жила на содержании Папы Римского.
Когда Софья приезжает в Москву, то вместе с собой она привозит все свое приданное, а главное - регалии императорской власти: - скипетр, корону, герб, иными словами все, во что облачался византийский император, что свидетельствовало, что он человек солнца, что он император.
С 1474 года гербом Российской Империи становится двуглавый орел. До этого гербом было изображение Георгия Победоносца. Два герба были совмещены - на груди двуглавого орла, поместили Московский герб.
С этого времени Иван III поднимается на голову выше всех князей. Если все князья были равнее по крови, все одного рода, то теперь дети Ивана III - наследники Византийских Императоров, внуки императоров. Меняется и Иван III. Он уже не выходит без скипетра и державы, меняется речь.
До этого, почти ничего не слышали о Москве. И, вдруг, неожиданно на задворках Европы возникает мощное государство. Европа восхищена речами Ивана III. Он объявил себя наследником императора, он становится преемником православия. Москва становится как бы третьим Римом.
Игумен Филофей писал: "Первый Рим пал, второй - пал, третий стоит, четвертого не бывать". Первые два Рима - собственно Рим и Константинополь - погибли за измену их православию. Теперь их место заняла Москва. Если же и Москва впадет в грехи, ей не последует четвертый Рим просто потому, что нигде в мире нет больше православного государства. Следовательно, мысль Филофея должна приниматься не как претензия Русского государства на мировое господство или мессианство, но в смысле большой ответственности Руси за дальнейшее существование мира. Не достижение мировой власти, а объединение всех русских земель под главенством Москвы является основной идеей посланий Филофея.
Поскольку Москва объявила себя носителем православия, верного единственному законному монарху - Ивану III, то было создано идеологическое обоснование единого государства. С Ивана III закрывается одна страница истории: феодальная раздробленность, и открывается новая: период Московского царства.
Слава Антонов © 2002 — August 13, 2008 |
|