Домой | Софт | Мастерская | Лирика | ЧаВО | Юмор |
Уровни сознания
В течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень осознаваемости таких психических явлений, как мысли и фантазии.
Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые вы осознаете в данный момент времени. Фрейд настаивал на том, что только незначительная часть психической жизни (мысли, восприятие, чувства, память) входит в сферу сознания. Сознание охватывает только малый процент всей информации хранящейся в мозге.
Область предсознательного, иногда называемая "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание или спонтанно, или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, предсознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
Самая глубокая и значимая область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивный побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавлены или вытеснены в область бессознательного.
Структура личности
Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эго и суперэго. Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности.
Ид. Слово "ид" происходит от латинского "оно" и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, и т.п.), которые наполняют наше поведение энергией. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями. Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме.
Эго (от лат. "ego" - "я"). - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность разрядки подходящим способом и / или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.
Суперэго. - последний компонент развивающейся личности, представляющий интернализованную версию общественных норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и т.д. Формально оно появляется когда ребенок начинает различать "правильно" и "неправильно"; узнает, что хорошо и что плохо.
Основные положения Фрейда относительно природы человека
Фрейд полагал, что все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства) подчиняются определенным законам и детерминированы мощными инстинктивными силами, в особенности сексуальным и агрессивным инстинктами.
В такой теоретической системе нет места для таких понятий, как свобода выбора, личная ответственность, воля, самоопределение. Фрейд отчетливо понимал, что у человека над всем главенствует иллюзия свободы. Люди в действительности не способны "выбирать" между альтернативными направлениями в поведении и действиях и что их поведение обусловлено неосознаваемыми силами, сути которых они никогда не смогут полностью узнать.
Теория Фрейда о развитии человека основана на посылке, что личность взрослого сформирована опытом раннего детства. Он был убежден в том, что тип характера человека складывается в раннем детстве.
Важным этапом в истории психодинамического направления стало появление не очень связанных между собой теорий, авторы которых стремились либо расширить подход Фрейда к личности, либо пересмотреть его. Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, - Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участниками психодинамического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы Фрейда. Однако со временем они заявили о своем несогласии с тем, что учитель придавал чрезмерно большое значение сексуальности и агрессии, считая их средоточием человеческой жизни.
В отличие от Фрейда, Адлер сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Их можно разделить на семь пунктов:
1. чувство неполноценности и компенсация;
2. стремление к превосходству;
3. стиль жизни;
4. социальный интерес;
5. творческое "Я";
6. порядок рождения;
7. фикционный финализм.Комплекс неполноценности
Адлер полагал, что чувство неполноценности берет начало в детстве. Ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к безупречности и совершенству. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека. Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью преодоление ощущения своей неполноценности и упрочнение чувства превосходства.
Стремление к превосходству
В последние годы жизни Адлер пришел к выводу, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это "нечто, без чего жизнь человека невозможно представить". Адлер был убежден в том, что стремление к превосходству является врожденным и что мы никогда от него не освободимся, потому что это стремление и есть сама жизнь.
Стиль жизни
Стиль жизни, в первоначальном варианте "жизненный план", представляет собой наиболее характерную особенность теории личности Адлера. В этой концепции представлен уникальный для индивидуума способ адаптации к жизни, особенно в плане поставленных самим индивидуумом целей и способов их достижения. Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.
Социальный интерес
Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями.
Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе. Однако, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали.
Творческое "Я"
Фундамент стиля жизни закладывается в детские годы. По убеждению Адлера, стиль жизни настолько прочно кристаллизуется к пяти годам жизни ребенка, что потом он продвигается в этом направлении всю жизнь. При односторонней интерпретации может показаться, что данное понимание формирования стиля жизни указывается на сильный детерминизм, как и у Фрейда. Но, в отличии от Фрейда, Адлер понимал, что в поведении взрослого не просто оживают ранние переживания, а скорее имеет место проявление особенностей его личности, которая сформировалась в первые годы жизни.
Концепция творческого "Я" является самым главным конструктом адлеровской теории. Адлер утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности. Сами люди ответственны за то, кем они становятся и как себя ведут. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию социального интереса. Она также влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющемся) индивидуумом.
Основные положения Адлера
Отвергая концепцию психического детерминизма, Адлер доказывал, что личность каждого индивидуума является его собственным творением. Концепция творческого "Я" также является воплощением положения в системе Адлера. Творческая сила человека играет в конечном счете жизненно важную роль в создании определяющей фиктивной цели и ее результата - стиля жизни.
Однако идея полной свободы в индивидуальной психологии имеет некоторые ограничения. Они вызваны тем, что стиль жизни, по крайней мере в некоторой степени, находится под влиянием фиктивной жизненной цели, берущей свое начало в раннем детском опыте. Но эта цель, затушеванная последующими детскими переживаниями, является неосознанной. Значимая часть из того, к чему стремятся люди, несмотря на рассудительность в реализации этих стремлений, остается для них во многом неизвестной.
При том, что позиции Фрейда и Адлера по многим положениям не совпадали, ученые сходились во взглядах по вопросу о неизменности. Оба настаивали на том, что личность человека формируется именно в первые пять лет жизни, и что она существенно не меняется по прошествии этих пяти лет.
Теории личности, Л. Хьелл, Д. Зиглер. Питер 2000
Слава Антонов © 2002 — August 13, 2008 |
|